Фрагмент для ознакомления
2
Таможенно-тарифное регулирование имеет длительную историю становления и развития в мировой практике. Его применение как инструмента защиты национальных экономических интересов восходит к эпохе меркантилизма XVII-XVIII веков. В тот период таможенные пошлины служили, прежде всего, для ограничения импорта и стимулирования экспорта с целью накопления золота и серебра в стране [12, с. 78].
Рассматривая зарубежную практику, следует отметить, что первые системные таможенные тарифы появились в Европе. Во Франции при министре финансов Жане-Батисте Кольбере (1619-1683) был разработан тариф 1667 года, ставший образцом протекционистской политики. В Великобритании классическим примером протекционизма стали «Хлебные законы» начала XIX века [11, с. 162].
В США таможенно-тарифное регулирование прошло путь от умеренного протекционизма к высоким тарифам. «Тариф Смута-Хоули» 1930 года с рекордно высокими ставками пошлин (до 50%) стал одной из причин обострения Великой депрессии, показав опасность чрезмерного протекционизма [3, с. 86].
После Второй мировой войны началась эпоха либерализации международной торговли. Ключевым событием стало подписание в 1947 году Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованного в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО). В результате проведения многосторонних торговых переговоров (раундов) средний уровень таможенных пошлин в мире значительно снизился [4, с. 54].
Современные тенденции таможенно-тарифного регулирования в развитых странах характеризуются:
- снижением средневзвешенного уровня импортных пошлин (до 3-5% в ЕС, США и Японии);
- применением эскалации тарифов (повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки товаров);
- использованием тарифных квот для чувствительных товаров;
- широким применением преференциальных режимов для развивающихся стран [8, с. 63].
Таможенно-тарифная политика ЕС представляет особый интерес как пример наднационального регулирования в рамках интеграционного объединения. Общий таможенный тариф ЕС (Common Customs Tariff) был введен в 1968 году и остается основным инструментом внешнеторговой политики объединения. ЕС активно использует преференциальные соглашения для развития торговли с третьими странами [7, с. 156].
Таким образом, таможенно-тарифное регулирование прошло длительный путь эволюции от протекционистских мер эпохи меркантилизма до современной системы, основанной на принципах ВТО.
1.2 Нормативно-правовая база осуществления таможенно-тарифного регулирования – международный опыт
Международная нормативно-правовая база таможенно-тарифного регулирования представляет собой многоуровневую систему соглашений, конвенций и иных документов. Центральное место в этой системе занимают соглашения ВТО, которые устанавливают правовые рамки для применения таможенно-тарифных мер всеми странами-участницами [16, с. 43].
Ключевыми документами ВТО в данной области являются:
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), закрепляющее основные принципы тарифного регулирования, включая режим наибольшего благоприятствования и национальный режим;
- Соглашение по применению статьи VII ГАТТ, регламентирующее методы определения таможенной стоимости товаров;
- Соглашение о правилах происхождения товаров;
- Соглашение по техническим барьерам в торговле [11, с. 183].
Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) 1983 года является основополагающим документом в области товарной номенклатуры, используемой для таможенных тарифов. ГС служит универсальным языком международной торговли, обеспечивая единообразие классификации товаров [4, с. 67].
Региональные интеграционные объединения создают собственную нормативно-правовую базу таможенно-тарифного регулирования. Например, правовую основу единого таможенного тарифа ЕС составляют:
- Договор о функционировании Европейского союза;
- Таможенный кодекс ЕС (регламент №952/2013);
- Регламент Совета ЕС №2658/87 о тарифной и статистической номенклатуре и об Общем таможенном тарифе;
- Регламенты Комиссии ЕС по конкретным вопросам таможенного регулирования [6, с. 77].
Межгосударственные соглашения о зонах свободной торговли и таможенных союзах также являются важным элементом международной нормативно-правовой базы таможенно-тарифного регулирования. Они предусматривают преференциальные тарифные режимы между участниками и, как правило, содержат нормы о координации внешнеторговой политики [3, с. 89].
В США нормативно-правовая база таможенно-тарифного регулирования включает:
- Тарифный акт (Tariff Act) 1930 года с многочисленными поправками;
- Закон о торговле (Trade Act) 1974 года;
- Закон о торговых соглашениях (Trade Agreements Act) 1979 года;
- Закон о торговле и тарифах (Trade and Tariff Act) 1984 года;
- Законодательство о реализации международных соглашений [9, с. 28].
Таким образом, международная нормативно-правовая база таможенно-тарифного регулирования представляет собой сложную систему взаимосвязанных документов различного уровня, обеспечивающих правовую основу для применения тарифных мер в международной торговле.
1.3 Этапы формирования мер таможенно-тарифного регулирования в рамках таможенного союза ЕАЭС
Формирование таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС прошло несколько последовательных этапов, связанных с развитием евразийской экономической интеграции.
Первый этап (1995-2007 гг.) характеризуется созданием нормативно-правовой базы для будущей интеграции. В 1995 году было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Беларусью, к которому позднее присоединились Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В 2000 году был учрежден Евразийский экономический союз (ЕврАзЭС) как более глубокая форма интеграции [14, с. 149].
Второй этап (2007-2010 гг.) ознаменовался созданием и началом функционирования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. В октябре 2007 года был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. В ноябре 2009 года лидеры трех стран утвердили Единый таможенный тариф (ЕТТ), который вступил в силу 1 января 2010 года [19, с. 151].
Третий этап (2010-2014 гг.) связан с углублением интеграции и формированием Единого экономического пространства. В этот период происходило совершенствование ЕТТ и таможенного законодательства. Был принят Таможенный кодекс Таможенного союза, вступивший в силу 1 июля 2010 года. Сформирована система распределения ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов [18, с. 53].
Четвертый этап (с 2015 г. по настоящее время) начался с образования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе Договора о ЕАЭС, вступившего в силу 1 января 2015 года. К России, Беларуси и Казахстану присоединились Армения и Кыргызстан. В 2018 году был принят новый Таможенный кодекс ЕАЭС, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза [1, с. 15].
В рамках ЕАЭС были сформированы следующие ключевые элементы системы таможенно-тарифного регулирования:
- Единый таможенный тариф ЕАЭС, применяемый ко всем третьим странам;
- единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС);
- единые правила определения страны происхождения товаров;
- единая система тарифных преференций;
- единые правила определения таможенной стоимости товаров [6, с. 79].
Важным этапом стала трансформация национальных систем тарифных преференций в Единую систему тарифных преференций ЕАЭС. В 2021 году вступили в силу новые правила предоставления тарифных преференций в рамках ЕАЭС. Обновлены перечни развивающихся и наименее развитых стран, а также перечень преференциальных товаров [10, с. 150].
В условиях нарастания геополитической напряженности и санкционного давления на Россию после 2022 года таможенно-тарифное регулирование ЕАЭС претерпело значительные изменения. Были введены тарифные льготы на ряд социально значимых товаров, усовершенствованы механизмы тарифной защиты для стимулирования импортозамещения [9, с. 32].
Таким образом, формирование системы таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС прошло длительный путь от создания нормативно-правовой базы до формирования полноценного наднационального механизма регулирования внешнеторговой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Артамонова, И. А. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России и за рубежом / И. А. Артамонова // Научный аспект. – 2020. – Т. 1, № 4. – С. 84-92.
4. Балабин, О. И. Таможенное регулирование внешней торговли / О. И. Балабин, О. Б. Сокольникова; Российская таможенная академия. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговая компания «Троицкий мост», 2021. – 222 с.
5. Барсегян, Д. Э. Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на формирование внутренних цен Евразийского экономического союза / Д. Э. Барсегян // Вестник университета. – 2020. – № 2. – С. 104-109.
6. Васильева, В. В. Теоретические и правовые основы изучения таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС / В. В. Васильева, А. С. Лисеенко // Финансы. Учет. Банки. – 2024. – № 2. – С. 75-82.
7. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела: Учебник и практикум / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 287 с.
8. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности / А. В. Сосенков, А. А. Сосенкова, В. П. Черданцев, А. В. Тронин // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». – 2024. – № 4. – С. 62-66.
9. Добрынина, Л. Ю. Правовое обоснование ответных мер Российской Федерации на экономические санкции США, ЕС и их союзников / Л. Ю. Добрынина, А. В. Губарева // Национальная безопасность / Nota Bene. – 2020. – № 1. – С. 24-37.
10. Ковалева, Э. В. Оптимизация системы тарифных преференций ЕАЭС в современных условиях / Э. В. Ковалева, Т. А. Абрамян // Международная торговля и торговая политика. – 2022. – Т. 8, № 3(31). – С. 147-162.
11. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. В.К. Поспелова. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 370 с.
12. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для вузов / под редакцией О. В. Игнатовой, Н. Л. Орловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 340 с.
13. Новиков, В. Е. Проблемы совершенствования теоретических и методологических основ таможенно-тарифного регулирования / В. Е. Новиков // Москва: РИО Российской таможенной академии, 2023. – С. 74-81.
14. Падалко, К. С. Особенности таможенно-тарифного регулирования в условиях ЕАЭС / К. С. Падалко // Форум молодёжной науки. – 2021. – Т. 2, № 4. – С. 148-155.
15. Сироткина, А. В. Анализ проблем и перспектив развития таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС / А. В. Сироткина // Молодой ученый. – 2021. – № 24 (366). – С. 138-141.
16. Сладкова, А. А. Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для вузов / А. А. Сладкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 184 с.
17. Тарарышкина, Л. И. Таможенные пошлины и их роль в системе единого таможенного регулирования на таможенной территории ЕАЭС / Л. И. Тарарышкина // Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2022. – С. 453-459.
18. Терешенкова, А. Ю. Проблемы практики и перспективы развития таможенного тарифа ЕАЭС / А. Ю. Терешенкова // Управленческое консультирование. – 2022. – № 4(160). – С. 50-70.
19. Хван, А. Таможенно-тарифное регулирование экспортно-импортных операций в ЕАЭС / А. Хван // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 12-3(82). – С. 150-153.
20. Harutyunyan, V. L. The Impact of Applying the Common Customs Tariff on Armenian Exports of Tobacco Products / V. L. Harutyunyan, S. V. Dokholyan, A. R. Makaryan // Economics and Management. – 2020. – Vol. 26, No. 4(174). – P. 358-365.